50 лет со дня гибели Казимира Марача

24 февраля исполняется 50 лет со дня гибели нашего земляка – Казимира Петровича Марача, который погиб во время аварии на атомной подводной лодке К-19.

ст. 2 ст. МАРАЧ Казимир Петрович

Родился Казимир Марач 18 октября 1951 года в Ружанах. После окончания Ружанской СШ, в 1968 году, пошёл учиться в Волковысский ветеринарный техникум, который так и не успел закончить. 18 ноября 1969 года был призван на срочную службу в Советскую Армию. Служил подводником на Северном флоте.

«Моряки, как, впрочем, и все люди, вступающие в контакт со стихиями, достаточно суеверны. Например, они твердо убеждены в том, что бывают корабли везучие и невезучие. Конечно, многое на корабле зависит от экипажа, и от порядка, раз и навсегда установленного (или так и не установленного). Как бы то ни было, но одни лодки служат годами без малейших происшествий, а другие – не выходят из череды несчастий.

Первая ракетная атомная подводная лодка СССР под тактическим номером «К-19» по кличке «Хиросима» перенесла все виды аварий, которые только могут быть на корабле: столкновение под и над водой, пожар, ядерную аварию главной энергетической установки, вывод из строя реактора, переопрессовка первого контура, поступление забортной воды в прочный корпус… И так она прослужила на Северном флоте в авариях и ремонтах 30 лет..» – пишет в своих работах Н.Мармуль, контр-адмирал, доктор технических наук.

Именно на К-19 и попал Казимир Марач в качестве машиниста-турбиниста. На момент происшествия до окончания службы (а служили в морфлоте тогда три года) Казимиру оставалось всего полгода. Да и этот поход уже завершался – ещё какие-то полторы недели. Поход прошёл без особенных чрезвычайных происшествий. Да, было несколько тревог, но команда отработала нештатные ситуации отлично. Долгожданный «дембель» был уже не за горами.

Казимир был командиром отделения турбинистов в 7-м отсеке, Владимир Смоляров, товарищ по службе, – спецтрюмным в 6-м отсеке. Они часто беседовали, разговаривали между собой. Владимир запомнил один разговор с Казимиром: «Вова, вот подойдёт дембель, пойду на «гражданку», женюсь и хочу чтобы у нас родился сын, а когда подрастёт, я буду с ним ходить на рыбалку на нашу чудесную речку и буду рассказывать о нашей службе и дружбе». Но этим мечтам суждено было не сбыться…

Утром 24 февраля в 9 отсеке подводной атомной лодки К-19 случился пожар…

Из воспоминаний свидетеля событий Геннадия Каршина, старшины команды мотористов:

«В девятом отсеке, когда начался пожар, находилась большая часть экипажа. Однако сколько людей осталось в отсеке после задрайки люков, никто не знал. Связь была нарушена. Позже матросы узнали, что все, кто остался в восьмом и девятом отсеках, сгорели, а в седьмом задохнулись от дыма. В шестом отсеке находился атомный реактор. Если бы он оказался в огне, не миновать взрыва, гибели лодки и глобальной экологической катастрофы.»

Для того, чтобы предупредить катастрофу и спасти лодку и экипаж было принято решение поднять лодку на поверхность.

По свидетельству В.Заварина, ещё одного свидетеля происшествия, всё было так:

«В седьмом не сразу поняли, что в отсек пробрался невидимый убийца – угарный газ. Они не сразу бросились к дыхательным аппаратам. Надеялись, смотря на глубиномер: стрелка его отсчитывала последние десятки метров, которые оставались до поверхности океана. Ещё несколько минут и – в отсеки ворвётся свежий воздух.

Около маневрового штурвала, который регулирует обороты турбин, стоял старшина 2-ой статьи Казимир Марач. Он успел натянуть маску изолирующего противогаза (ИП-46), но стал жертвой собственной добросовестности. У него запотело стекло маски, и он не мог разглядеть показания тахометра (счётчика оборотов). Парень сорвал шлем-маску, протёр стекло. За это время, может, всего два раза дохнул. А этого уже было достаточно… На него потом маску натянули, а уже всё… сердце не билось…».

Перестало биться сердце нашего земляка в 11 часов утра 24 февраля. Похоронен Казимир Марач согласно с морским уставом в северных водах Атлантического океана с борта БПЛК «Вице-адмирал Дрозд» 8 марта 1972 года. Координаты захоронения – 51º 21’п.ш., 28º 54′ 3″ (по другим сведениям – 59º 29′ п.ш., 28º 54).

16 июля 1972 года – Казимир Марач посмертно награждён Орденом Красной Звезды.

Орден Красной Звезды

Во время аварии погибли 28 человек и ещё 2 человека погибли во время эвакуации.

Именем Казимира Марача названы улицы в г.п.Ружаны и г.Пружаны. Посвящён стенд в Ружанской средней школе.

Дом в г.п. Ружаны (по ул. Урбановича), где родился К.Марач.

 

24 февраля 2022г. В источнике: http://rozana.by/50-let-so-dnya-smerti-kazimira-maracha/