капитан I ранга ШЕЛЮТТО Игорь Всеволодович

ШЕЛЮТТО Игорь Всеволдович Шелютто Игорь Всеволодович родился 22 ноября 1934 года. В 1953 году окончил Тбилисское нахимовское военно-морское училище.

Затем в 1958 году Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола в г. Ленинграде, штурманский факультет.

Все выпускники-нахимовцы после окончания Высших военно-морских учебных заведений в соответствии с полученными назначениями служили на кораблях и подводных лодках ВМФ СССР. Игорь Шелютто получил распределение на Краснознамённый Северный флот. Длительное время служил в подплаве базы ПЛ "Полярный". Покорял глубины северных морей и Атлантики, осваивал первые подводные ракетоносцы, одним словом, суровая флотская служба и восхождение к её высотам.

 С 1969 по 1974 год Игорь Всеволодович Шелютто был командиром атомной подводной лодки К-149 «Украинский комсомолец» (658М проект). в/ч 13127

АПЛ 658М проекта

На этой лодке служил и  инженер-механик Владимир Радевич. Их дружба проверена океанскими глубинами, которые однажды чуть не поглотили моряков-подводников в своих пучинах. Владимир Радевич вспоминает:

— Те, кто служил в подводном флоте, всегда были на особом счету. Ведь подводник должен был обладать исключительно большими знаниями устройства боевого корабля, особенно командир, старпом и механик. Хотя и каждый матрос обязан знать практически то же самое, что и командир: всю субмарину от носа и до кормы.

 Удачно пройдя линию противолодочной обороны НАТО в северной Атлантике между Гренландией, Исландией и Великобританией, К-149 вошла в глубокие воды. Потянулись однообразные дни, наполненные вахтами, всплытиями для сеансов связи, учебными ракетными и торпедными атаками. Тренировки по борьбе за живучесть технических средств проходили в изолирующих костюмах в условиях, полностью приближенных к боевым. Весь объём мероприятий отрабатывался личным составом лодки до автоматизма. После очередного сеанса связи атомоход стал погружаться на заданную глубину. В этот момент боцман доложил: — Вышел из строя пульт управления кормовыми рулями. Лодка начала стремительно проваливаться в глубину. В центральном посту наступила зловещая тишина. Слышно было скрежет сдавливаемого железа. Стрелка на глубиномере резво перевалила за цифру «300». Радевич, как вахтенный инженер-механик, не растерялся. Он приказал «дать пузырь» воздуха высокого давления в носовую группу цистерн аварийного продувания. Субмарина замерла, а затем медленно стала выбираться из океанской бездны. При разборе аварийной ситуации командир лодки капитан первого ранга Игорь Шелютто отметил быстрые и грамотные действия боевой смены. Благодарных слов удостоились и «севмашевцы», изготовившие корпус лодки с запасом прочности. Ведь проектная глубина погружения для данного проекта составляла триста метров. Дальше — гибель.

 После увольнения в запас Игорь Шелютто проживал в Минске, но несмотря на капризы нашей действительности, продолжал вести активный образ жизни: работал председателем Минского областного совета ДОСААФ, заместитель начальника ДОСААФ Республики Беларусь. Наряду с этим он активно участвовал в работе общественного объединения «Белорусский суворовско-нахимовский союз» (С 2013 года «Белорусский союз суворовцев и кадет»).

 Умер Игорь Всеволодович 9 июля 1998 года. Похоронен на Военном кладбище г. Минска. Его могилу украшает символический нахимовский погон.

 Первый памятник был изготовлен из мраморной крошки и до наших дней не продержался, был заменен.

 На могиле – адмиралтейский якорь. Обычное захоронение, закрытое плиткой. К ней приклеена плита с двумя именами – в могиле покоится Швырева-Шелютто Раиса Николаевна.

Сведений, кем приходится Раиса Николаевна командиру АПЛ, не нашлось. Скорее всего - это мать подводника. Она скончалась в 22 года, когда маленькому Игорю не исполнилось и месяца.

 

«Нелепо смерть нас разлучила и смерть соединила нас» - такой эпиграф стоит на мемориальной плите.